вписать адрес сайта
Телефоны приемной:
факс: (38443) 5-34-38
Версия для
слабовидящих
23
ноябрь
2020

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 16.11.2020

Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Порядок формирования, организации и функционирования Конституционного Суда РФ приведен в соответствие с поправками к Конституции РФ.

Установлено, в частности, что Конституционный Суд РФ состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судье Конституционного Суда РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. На судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом РФ.

Предусматривается, что Конституционный Суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет конституционность законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ; по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ или Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; по запросу Президента РФ, Верховного Суда РФ проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума.

Закон также содержит ряд положений, направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда РФ.

 

Федеральный конституционный закон от 09.11.2020 N 6-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Расширены требования, которым должен соответствовать Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" приведен в соответствие с поправками в Конституцию РФ, внесенными Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

Внесенными изменениями закреплено, в том числе, требование к кандидату, претендующему на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, о постоянном проживании в Российской Федерации. Кроме того, установлено, что Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 363-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Расширен перечень проектов муниципальных нормативных правовых актов, которые не подлежат оценке регулирующего воздействия.

Речь идет о проектах муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К ним отнесены проекты, разработанные в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности"

Федеральный закон "О безопасности" приведен в соответствие с вступившими в силу поправками к Конституции РФ.

В частности:

закреплено положение о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации;

закреплено полномочие Совета Федерации проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

закреплено положение о запрете Заместителю Председателя Совета Безопасности, Секретарю Совета Безопасности, постоянным членам Совета Безопасности и членам Совета Безопасности в порядке, установленном федеральным законом, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 366-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" и статьи 12 и 17 Федерального закона "О внешней разведке"

Порядок назначения на должность руководителей ФСБ России и СВР России приведен в соответствие с вступившими в силу поправками в Конституцию РФ.

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" в статью 83 Конституции РФ внесена поправка, согласно которой Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

В этой связи настоящим Федеральным законом внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и статью 12 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке", согласно которым руководители ФСБ России и СВР России назначаются на должности Президентом РФ после проведения консультаций с Советом Федерации.

Установлено, что Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представлений и других материалов, характеризующих кандидатуры на должности руководителей ФСБ России и СВР России, информирует в письменной форме Президента РФ о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Кроме того определено, что при поступлении на службу в ФСБ России или СВР России граждане РФ не должны иметь не только гражданство (подданство) иностранного государства, но также вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (если иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной или разведывательной деятельности).

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

В рамках реализации вступивших в силу конституционных поправок вводится новый порядок назначения на должности прокурорских работников.

Согласно внесенным изменениям, Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ.

Федеральным законом также определяется процедура проведения таких консультаций.

Раскрывается понятие "иные прокуроры", к которым относятся прокурорские работники, претендующие на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров, либо замещающие такую должность. Данная категория прокуроров назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Также установлено, что приниматься на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе не могут лица, не только имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, но и вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 361-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О теплоснабжении"

Расширены полномочия Правительства РФ в сфере теплоснабжения.

К его полномочиям отнесено утверждение типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системам теплоснабжения.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 370-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Урегулировано проведение сходов граждан на части территории населенного пункта по вопросам использования средств самообложения.

Сход граждан для решения указанных вопросов может созываться представительным органом муниципального образования по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.

Критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, на которой может проводиться сход граждан устанавливаются законом субъекта РФ.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 369-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнен порядок проведения ежегодного очередного общего собрания членов СНТ или ОНТ.

Предусмотрено, что уставом товарищества могут определяться конкретный день, время, место проведения и повестка ежегодного общего собрания членов товарищества, а также порядок ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на таком общем собрании членов товарищества. В этом случае ежегодное общее собрание членов товарищества по вопросам, указанным в уставе товарищества, проводится без их предварительного уведомления.

В случае проведения ежегодного общего собрания членов товарищества в указанный день по иным вопросам, входящим в его компетенцию, члены товарищества, а также иные лица должны быть проинформированы о перечне вопросов, включенных в повестку такого общего собрания членов товарищества, в установленном порядке.

 

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 364-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 2.1 Федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"

В 2020 году расширены возможности предоставления бюджетных кредитов между муниципальными образованиями.

В 2020 году в дополнение к случаям, предусмотренным пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ, в соответствии с законом субъекта РФ могут устанавливаться иные случаи предоставления бюджетного кредита между муниципальными образованиями на срок до трех лет.

Цели предоставления и размеры платы за пользование бюджетным кредитом устанавливаются правовым актом муниципального образования из бюджета которого предоставляется бюджетный кредит.

Предоставление, использование и возврат указанных бюджетных кредитов осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ (за исключением установленных случаев).

Введение нового механизма осуществления заимствований позволит привлечь дополнительные ресурсы для решения вопросов местного значения в условиях ухудшения экономической ситуации.

 

Федеральный закон от 09.11.2020 N 362-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Правительство наделено правом утверждать единые требования к системам оплаты труда бюджетников.

Требования коснутся в том числе дифференциации окладов, ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат, а также условий их назначения.

В настоящее время, в связи с отсутствием единого порядка, зарплаты специалистов одной квалификации и аналогичными функциями существенно различаются.

Введение единых требований позволит исключить необоснованную дифференциацию окладов в учреждениях бюджетной сферы.

 

Указ Президента РФ от 10.11.2020 N 688 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах"

Комиссия при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах преобразована в Комиссию при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах.

Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим реализацию полномочий главы государства по осуществлению кадровой политики в прокуратуре РФ, а также в МВД России, МЧС России, ФСИН России, ФССП России, ГФС России и СК России.

Комиссия рассматривает кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, должностей высшего начальствующего состава, должностей, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий и присвоение высших классных чинов прокурорских работников, должностей, относящихся к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы, включенных в соответствующие перечни должностей, не имеющие грифа ограниченного доступа, а также в отношении лиц, замещающих высшие должности.

Материалы, необходимые для рассмотрения кадровых вопросов в отношении указанных лиц, представляются соответственно Генеральным прокурором РФ и руководителями правоохранительных органов в установленном порядке.

 

Указ Президента РФ от 13.11.2020 N 704 "О введении в действие Плана обороны Российской Федерации на 2021 - 2025 годы"

С 1 января 2021 г. вводится в действие План обороны Российской Федерации на 2021 - 2025 годы.

План обороны Российской Федерации разрабатывается в целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны и включает в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Постановление Правительства РФ от 05.11.2020 N 1785 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

Расширены меры господдержки по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и в других регионах

В частности, для граждан, проживающих в зоне БАМа, предусмотрена возможность приобретения с помощью социальных выплат жилья не только в своем населенном пункте, но и на всей территории региона.

Уточнено, что размер субсидии рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в соответствующем субъекте РФ, устанавливаемой Минстроем России на соответствующий период, и норматива общей площади жилого помещения, который устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 и более человек.

Внесены также ряд поправок, в том числе в:

правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по сейсмоусилению объектов;

правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на реализацию мероприятий по переселению граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики;

правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды и др.

 

Постановление Правительства РФ от 10.11.2020 N 1800 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850"

С 1 сентября 2020 года ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений увеличено с 1000 до 5000 рублей.

Сохранены размеры выплат за классное руководство, осуществляемых по состоянию на 31 августа 2020 г. указанным педагогическим работникам.

 

Постановление Правительства РФ от 05.11.2020 N 1789 "Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям"

Установлены дополнительные требования к условиям предоставления услуг в социальной сфере.

В зависимости от направлений деятельности, установленных Федеральным законом от 13.07.2020 N 189-ФЗ, приводятся дополнительные требования к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Кроме того, общим дополнительным требованием является размещение участником отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.bus.gov.ru информации, соответствующей первому (базовому) или второму (расширенному) или третьему (полному) уровням информационной открытости, в целях обеспечения участником отбора предоставления уполномоченному органу ссылки на указанную информацию.

Формирование информации в целях ее публикации осуществляется участником отбора в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1794 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 496"

Квалификационный отбор получателей субсидии в целях снижения затрат на транспортировку продукции будет осуществляться с использованием информационной системы "Одно окно".

Обновлены правила предоставления субсидий организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции.

В новой редакции скорректирован перечень понятий, применяемых в Правилах, в том числе введено такое понятие, как: "проект листа ожидания" (перечень организаций, прошедших квалификационный отбор, включенных в проект реестра получателей субсидии в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований), а также "проект реестра получателей субсидии".

Установлена процедура проведения квалификационного отбора получателей субсидии с использованием информационной системы "Одно окно".

Так, в частности, для получения субсидии в следующем году организациям в период с 1 августа по 31 августа текущего года следует направить в АО "Российский экспортный центр" заявку на участие в квалификационном отборе с использованием информационной системы "Одно окно".

Уточнено, что в случае, если по результатам предоставления субсидии не исчерпаны лимиты бюджетных обязательств, перераспределение указанных объемов осуществляется в следующем порядке: в первую очередь отрасли машиностроения; во вторую очередь прочим отраслям промышленности; в третью очередь обрабатывающим отраслям промышленности (химическая промышленность, металлургическая промышленность и лесопромышленный комплекс).

Установлена новая формула определения размер субсидии.

Предусмотрено также в частности, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 организации, заключившие соглашения о предоставлении субсидии по результатам квалификационного отбора в 2019 году, вправе в течение 7 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления представить в АО "Российский экспортный центр", заявления и иные предусмотренные Правилами документы для получения субсидии.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1795 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части закрепления возможности ввоза и реализации комплектов товаров и наборов товаров без маркировки"

До 1 апреля 2021 г. участники оборота фототоваров и парфюмерной продукции вправе осуществлять их ввоз и реализацию на территории РФ без их маркировки средствами идентификации.

Установлено, что участники оборота фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек имеют право осуществлять ввоз на территорию РФ и реализацию ввезенных комплектов товаров и наборов товаров, в состав которых входят фототовары, без их маркировки средствами идентификации и не вносить в информационную систему мониторинга сведения о таких комплектах товаров и наборах товаров, до 1 апреля 2021 года.

Также уточнен понятийный аппарат, используемый в Правилах маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации, скорректирован порядок нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку фототоваров или этикетку.

Относительно участников оборота духов и туалетной воды также предусматривается, что они вправе осуществлять ввоз на территорию РФ и реализацию ввезенных комплектов товаров и наборов товаров, включающих парфюмерную продукцию, без их маркировки средствами идентификации и не вносить в информационную систему мониторинга сведения о таких комплектах товаров и наборах товаров, до 1 апреля 2021 года.

Определено, что при наличии по состоянию на 1 октября 2020 г. на территории РФ нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию РФ до 1 октября 2020 г., допускается осуществлять маркировку такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 31 октября 2021 г. при условии ее регистрации в информационной системе мониторинга, и внесение в информационную систему мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 1 декабря 2021 года.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению"

Определено, какие подготовительные работы могут выполняться до выдачи разрешения на строительство, не причиняя при этом существенного вреда окружающей среде.

Перечень таких работ включает в себя, в частности:

освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений в границах размещения объекта капитального строительства;

устройство ограждения строительной площадки;

размещение некапитальных строений, сооружений (в том числе складских площадок и сооружений для материалов, конструкций и оборудования);

устройство временных дорог, подъездных путей, сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и сигнализации), необходимых для обеспечения строительства;

устройство рельсовых подкрановых путей, фундаментов (иных неподвижных оснований) стационарных кранов.

Установлено, что подготовительные работы выполняются, в числе прочего:

с соблюдением требований, установленных градостроительным регламентом, при условии допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка, с соблюдением ограничений использования земельного участка, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории;

с соблюдением требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей среды, в том числе требований, касающихся получения необходимых разрешительных документов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, обращение с отходами, постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта;

с учетом необходимости реализации мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта;

в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения по выводу из эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, включая электрические сети;

с обязательным проведением работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации в течение одного месяца с даты получения такого заключения.

Действие настоящего Постановления не распространяется на случаи выполнения подготовительных работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

 

Постановление Правительства РФ от 05.11.2020 N 1788 «О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции»

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок лицензирования ФНС России деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции.

Производство защищенной от подделок полиграфической продукции включает в себя полный цикл полиграфических работ, включающий разработку оригинал-макета, изготовление печатных форм, печать и отделку продукции с использованием высокозащищенных трудновоспроизводимых технологий производства, информация о которых является конфиденциальной, нанесение нумерации, а также учет на всех этапах производства и хранения защищенной от подделок полиграфической продукции, ее полуфабрикатов, брака, печатных форм, специальной бумаги, специальных красок, иных объектов учета, несущих на себе элементы защиты от подделки и (или) используемых для формирования защитного комплекса.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат работы по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции уровней защищенности "А", "Б", "В", "Г", технические требования и условия изготовления которой утверждаются Минфином России.

Утверждены, в числе прочего: перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии; перечень документов, представляемых соискателем в лицензирующий орган; порядок осуществления лицензионного контроля; порядок отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиата к определенной категории риска; порядок проведения плановых проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска.

За предоставление и переоформление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

В приложении приведены критерии отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной категории риска.

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Расширен состав сведений, включаемых в план закупки, в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

Внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ в сфере госзакупок и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В частности, предусмотрено включение в план закупки, в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, информации об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.

Также, в частности, предусмотрено автоматическое формирование в ЕИС в сфере закупок информации о применении физическим лицом специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и дате постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе.

До 1 июля 2021 г. продлено действие Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства".

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки их вступления в силу.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796 "Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы"

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок проведения Росприроднадзором государственной экологической экспертизы.

Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней.

Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в их составе материалов, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона, в том числе в отношении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.

В процессе проведения государственной экологической экспертизы у заказчика могут быть запрошены дополнительные материалы (в том числе сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы), необходимые для всесторонней и объективной оценки объектов экспертизы и подготовки заключения.

При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты в форме электронного документа (со дня получения почтового заказного отправления - в случае направления уведомления почтой) или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится и материалы возвращаются заказчику.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом Росприроднадзора (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу).

Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1793 "О порядке оформления единых электронных виз и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

С 1 января 2021 г. вводится порядок оформления единых электронных виз гражданам иностранных государств.

Утвержден порядок оформления единых электронных виз гражданам иностранных государств, перечень которых определяется Правительством РФ, прибывающим в Российскую Федерацию через пункты пропуска через государственную границу РФ, перечень которых определяется Правительством РФ, а также порядок продления срока действия единых электронных виз и разрешенного срока пребывания иностранных граждан в Российской Федерации на основании единых электронных виз.

Установлено, в частности, что для получения единой электронной визы иностранный гражданин не менее чем за 4 календарных дня до предполагаемой даты въезда в Российскую Федерацию заполняет и подает на специализированном сайте МИД России в сети "Интернет" либо с использованием специализированного мобильного приложения, заявление, содержащее в том числе цифровые фотографии лица и страницы с данными документа, удостоверяющего личность, а также его согласие на обработку, передачу и хранение сведений, указанных в заявлении.

Оплата консульского сбора за оформление единой электронной визы осуществляется на специализированном сайте или через мобильное приложение с использованием технологии интернет-эквайринга. Уведомление об оформлении единой электронной визы направляется иностранному гражданину не позднее 4 календарных дней со дня подачи заявления.

Данные оформленной единой электронной визы в автоматизированном режиме передаются на пункты пропуска.

Продление срока действия единой электронной визы и (или) разрешенного срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на основании единой электронной визы осуществляется МВД России или его территориальными органами по месту постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, а в случае отсутствия постановки на миграционный учет по месту пребывания - по месту его фактического пребывания. Для осуществления выезда из Российской Федерации такому иностранному гражданину выдается транзитная виза (ТР1).

 

Постановление Правительства РФ от 11.11.2020 N 1811 "Об утверждении Правил выплаты туристу и (или) иному заказчику страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случаях заключения туроператором более одного договора страхования либо более одного договора о предоставлении банковской гарантии или заключения туроператором договора либо договоров страхования и договора либо договоров о предоставлении банковской гарантии"

С 1 января 2021 г. расширяются возможности туриста получить страховое возмещение в случае неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Установлено, что выплата страхового возмещения по договору страхования либо уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется организацией, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности, на основании письменного требования о выплате, предъявленного туристом или иным заказчиком туристского продукта.

В случае если туроператором заключено более одного договора страхования и (или) получено несколько банковских гарантий, организации, предоставившие туроператору финансовое обеспечение ответственности, вправе заключить соглашение, которое устанавливает права и обязанности каждой из них, в том числе по взаимодействию при рассмотрении требований о выплате (включая обмен информацией о предъявленных требованиях о выплате, а также документами, прилагаемыми к требованиям о выплате), распределению между ними обязанности по осуществлению выплат, и очередность выплат.

В случае если туроператором заключено более одного договора страхования и (или) получено несколько банковских гарантий, заявитель вправе по своему выбору предъявить письменное требование о выплате к любой организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение ответственности в пределах размера финансового обеспечения ответственности, предоставленного этой организацией.

Если требование о выплате не удовлетворено или удовлетворено частично, заявитель вправе обратиться с письменным требованием о выплате к другим организациям, предоставившим туроператору финансовое обеспечение ответственности, в размере части требования о выплате, оставшейся неудовлетворенной, в пределах размера финансового обеспечения ответственности, предоставленного этими организациями.

Настоящее Постановление вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2026 г.

 

Постановление Правительства РФ от 10.11.2020 N 1807 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам)"

Определены условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на компенсацию сельхозтоваропроизводителям ущерба от ЧС природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредитам.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются при соблюдении следующих условий:

- наличие нормативных правовых актов субъектов РФ, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты;

- документальное подтверждение факта наступления чрезвычайной ситуации природного характера на территории субъекта РФ;

- заключение между Минсельхозом и органом госвласти субъекта РФ соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.

Оценка ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1441.

Оценка затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам) рассчитывается на основании данных субъекта РФ.

Объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемый бюджету i-го субъекта Российской Федерации, определяется в соответствии с решениями Правительства РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1813 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции"

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, смогут самостоятельно определять объемы субсидируемых затрат при производстве высокотехнологичной промышленной продукции.

Уточнены условия предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов.

В частности, увеличивается размер компенсации по расходам организации на оплату труда сотрудников. Изменениями установлено, что субсидируемые затраты включают в себя, в том числе, затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ (оказанием услуг) по разработке цифровых платформ и (или) программных продуктов, за период выполнения ими таких работ (оказания таких услуг), в размере, не превышающем величины средней заработной платы работников, осуществляющих деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения, оказанию консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг, по соответствующему субъекту РФ (при отсутствии таких данных - в размере, не превышающем величины средней заработной платы работников, осуществляющих указанную деятельность по Российской Федерации в целом) согласно данным Росстата за отчетный финансовый год.

Также исключены 5-процентные ограничения по затратам на приобретение или изготовление макетов, стендов, установок, испытательных станций, контрольно-измерительной и иной аппаратуры, приборов, технологической оснастки, а также другого специального оборудования, необходимого для реализации комплексного проекта, и 15-процентные ограничения по затратам на оплату работ (услуг) организаций, непосредственно участвующих в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в целях реализации комплексного проекта.

При этом предусматривается, что указанные субсидируемые затраты не могут суммарно превышать 40 процентов получаемой субсидии по итогам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ в рамках реализации комплексного проекта.

 

Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1825 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов"

Расширены меры господдержки производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Поправками, в частности, уточнено, что субсидии организациям народных художественных промыслов направлены на сохранение производства изделий народных художественных промыслов и поддержание экономической стабильности таких организаций. Результатом предоставления субсидии будет являться не прирост стоимостного объема реализации продукции производителем в текущем году по сравнению с предыдущим годом, а сохранение объемов выпуска продукции.

 

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1791 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409"

Правительство продлило налоговые каникулы для организаций культуры, туризма, гостиничного бизнеса и иных сфер деятельности, наиболее пострадавших от COVID-19.

Постановлением до конца года продлены сроки уплаты отдельных налогов и взносов, а также определен перечень видов экономической деятельности, на которые распространяются новые меры поддержки.

Так, согласно постановлению, организациям и ИП, включенным в единый реестр субъектов МСП, осуществляющим соответствующие виды деятельности, в частности:

сроки уплаты налогов (за исключением НДС, НПД, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовых платежей по налогам за март и I квартал 2020 г. продлеваются на 9 месяцев;

сроки уплаты исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за март 2020 г. страховых взносов, в том числе взносов на "травматизм" продлеваются на 9 месяцев;

сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за I квартал 2020 г., до 30 декабря 2020 г.

 

Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2020 N 2878-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р»

Для российских спортсменов, тренеров, спортивных судей, иных специалистов в области спорта сняты ограничения на выезд из РФ для участия в соревнованиях.

Минспорта России будет составлять список лиц, участвующих в спортивных соревнованиях за пределами РФ, и представлять его в ФСБ России и Росавиацию.

Ограничение передвижения через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы было введено Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р в целях предупреждения проникновения на территорию РФ новой коронавирусной инфекции.

 

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Утвержден план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

В перечне включенных в план мероприятий:

приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;

обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей.

 

Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2020 N 2897-р «О выделении из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году Минздраву России бюджетных ассигнований на осуществление закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в целях развития подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и увеличение мощности федерального центра обработки данных»

Минздраву России выделены бюджетные ассигнования на развитие подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

Условием выделения денежных средств является достижение следующих результатов:

создание информационного ресурса для предоставления медицинским работникам доступа к актуальным клиническим рекомендациям, справочникам лекарственных препаратов, передовым знаниям отечественной и мировой доказательной медицины в рамках подсистемы единой системы "Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения";

обеспечение визуализации и автоматизированной аналитической обработки данных в рамках подсистемы автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности;

обеспечение прогнозирования значений показателей здоровья, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основе обезличенных сведений, а также обеспечение возможности использования обезличенных сведений для создания алгоритмов и методов машинного обучения в целях формирования системы поддержки принятия врачебных решений и применения технологий искусственного интеллекта в рамках подсистемы единой системы "Федеральная интегрированная электронная медицинская карта";

увеличение мощности федерального центра обработки данных единой системы более чем на 50 процентов за счет закупки оборудования, обеспечивающего в том числе возможность использования обезличенных сведений для создания алгоритмов и методов машинного обучения в целях формирования системы поддержки принятия врачебных решений и применения технологий искусственного интеллекта.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"

КС РФ отправил на пересмотр судебные решения о налогообложении с кадастровой стоимости здания, основанного исключительно на разрешенном использовании земельного участка.

Заявитель оспаривал конституционность положений подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, в связи с тем, что данная норма допускает взимание налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, т.е. в повышенном размере, исключительно по признаку назначения земельного участка, на котором они расположены, вне зависимости от предназначения и фактического использования самих этих объектов в производственных и образовательных целях.

При рассмотрении налогового спора судебные инстанции отказывали в удовлетворении требований налогоплательщика, сославшись на то, что, согласно статье 378.2 НК РФ, для отнесения объекта недвижимого имущества к торговым объектам и объектам для размещения офисов достаточно соответствия одному из перечисленных в этой статье условий (в рассматриваемом случае - один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания). Суд посчитал, что здания отвечают признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговую базу следует определять по их кадастровой стоимости, а критерий фактического их использования не имеет правового значения.

Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в том смысле, что Земельный кодекс РФ, признает одним из принципов земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории. Кроме того, к принципам земельного законодательства относится единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

При этом содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности.

Оспариваемое законоположение, однако, связывает налоговые последствия только лишь с одним из видов разрешенного использования земельного участка, что создает почву для различий в налогообложении, притом, что такие различия могут быть лишены достаточных экономических предпосылок и быть в итоге несправедливыми.

В результате подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ был признан не противоречащим Конституции РФ, при этом правоприменительные решения, принятые по делу направлены на пересмотр с учетом выявленного конституционно-правового смысла положений подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.